Лес издревле воспринимался как живое существо, вмещающее в себе множество загадочных обитателей, как предрасположенных к человеку, так и злокозненных.
В Лесе Праведном, где упокоены души предков, иногда показываются «лесные старики», «лесные отцы» - седовласые, величавые, в белоснежных одеяниях. Среди лесных божеств главенствует Святобор.
Ниже чином добрый дед Лесовик. Руки и ноги у него покрыты дубовой корой, в волосах и бороде вьется плющ, а на голове - птичье гнездо, по щекам зеленый мох растет.
Если заблудишься в лесу, скажи только: «Дед Лесовик, ты к лесу, а я к дому привык», - и вскорости отыщешь верный путь.
Помощников у Деда немало: Колток, Кущаник (Кустин), Деревяник, Листовик (Листич), Травяник (Травник), Корневик, Стебловик, Орешич, Ягодник, Грибник. Они ухаживают за растениями, блюдут порядок в лесу, не дают буйствовать Лешему.»
В озере лесном обитает благодушный Водяник с Езерицами, озерными русалками.
Их подружки, живущие на суше, называются Дубравицами, Сенявами, Русявами, Зеленицами.
Лесавки - дед и бабка Лешего, маленькие, серенькие, похожие на ежей. Их дом - прошлогодняя листва. С конца лета и до осени Лесавки бодрствуют: веселятся, водят хороводы, поднимают листву, шелестят, шебуршат, копошатся. Эти маленькие лохматые божества за короткое время натрудятся, умаются, а потом долго спят.
Листин - это старый слепой дух, предводитель Лесавок. Его жена и помощница - баба Листина. Они не страшные, хотя пугать любят. Листин - слепыш весь из листьев, баба его - с туловом из мха, вместо рук - еловые шишки, на ногах настоящие лапотки. Они не такие буйные и шустрые, как Лесавки, - сидят в куче листьев подле пня или оврага и командуют - кому когда шелестеть. Осенью сначала легкий шепоток слышится: это Листин с Листиной советуются и дают Лесавкам заделье. А потом уже раздается шелест да шум, кружатся хороводы опавшей листвы: то лесавки играют.
В непроходимой чащобе, пуще, живет Пущевик. У него руки, как сучья, которыми он зацепляет путника, срывает одежду, норовит выколоть глаза - не пускает в свои владения! Сверкающие очи, косматые зеленые волосы, то кустом колючим прикинется, то корягой, то веткою сухою.
В чаще своей Пущевик тушит и останавливает лесные пожары. В его владениях вечный мрак и постоянная влажная прохлада среди самого жаркого лета. Здесь всякое движение невольно замирает, всякий крик пугает до дрожи. Чувство непобедимого ужаса туманит разум - редко кто выйдет, избавившись от гнета Пущевика.
Клады в лесу охраняют крохотные Щекотуны и Полуверицы, под кустами прячутся Под-кустовники, во мху копошится Моховик - это самый маленький из лесных духов. Он живет во мшистых лесных болотах, является людям либо в образе крошечного старичка, либо бараном или свиньей, и заводит в глубь своих владений. Детей и доныне пугают Манилой и Водилой - они закладывают людям путь к родному дому, заставляют подолгу плутать. А тем молодицам, которые по каким-то причинам пробудут в лесу в одиночестве (допустим, в охотничьей избе) две-три недели, грозит беда: могут стать «лесными девками» - колдуньями - и тоже поселиться в чащобе, может быть, даже навеки.
ПРИДАНОЕ ОТ КУМА
Косили молодые муж и жена свой луг на окраине дремучего леса. Ребеночка своего положили в зыбку берестяную, а зыбку на березке в тени повесили. Косили, косили, напекло молодайке солнцем голову, она и упала без памяти. Муж испугался, схватил жену и побежал к речке, а про дитя забыл. Провозился до темноты, кое-как жена очнулась и первым делом спрашивает:
- А где же наше дитятко?
Муж за голову схватился - забыл! И как теперь вспомнить, на каком дереве зыбка висела?
У матери всякая хворь сразу прошла, вскочила она и бегом на ту опушку. Муж за ней. А темно, а страшно! И дитя молчит, голоса не подает. Хоть бы кричало, так найти легче было бы.
«Уж не померла ли доченька?» - подумала мать, и слезы хлынули из глаз.
Вдруг слышит рядом чей-то голос - словно дерево скрипит:
- Свети, светило!
И в тот же миг вышла из-за тучи луна, светло сделалось. Видит молодая мать - на березе висит зыбка, как прежде висела, а рядом стоит куст не куст, а вроде как маленький человечек, весь из веток сделанный, и качает эту зыбку, приговаривая:
- Баю-баю, дитятко, баю-баю, милое! Матушка оставила, батюшка оставил! Баю-баю, дитятко!
Поняла молодка, что это кто-то из лесных духов ребенка приголубливает. «Как бы не забрали себе!» - думает, а подойти, попросить ребенка боится. Наконец набралась храбрости, лепечет дрожащим голосом:
- Куманек, а куманек! Родимый! Отдай ты мне моего ребеночка! Отбежал лесной от зыбки, в ладоши раз-два, а сам шумит:
- Ха-ха-ха! Шел да шел, да кумушку нашел!
Гулко побежал по лесу и все то же повторяет: видно, по нраву ему, что куманьком назвали. Молодайка схватила дитя из зыбки, только повернулась - лесной поперек дороги стоит и спрашивает:
- Приданое у девки есть ли?
Женщина только и могла, что головой со страху покачала. Ну какое может быть приданое у младенца? О том еще и не думал никто!
- Неладно, кума! - пробурчал лесной, вытянул свои руки, а пальцы у него - как веточки, длинные, тонкие. Видит баба - светится меж ними что-то. В то же мгновение лесной исчез, а на тропе остался малый сундучок. Горит огнем, весь переливается жаркими сполохами.
Тут муж подоспел, одной рукой жену схватил, другой - сундучок и давай бог ноги из леса!
А вслед шумит-гудит, словно ветер в вершинах дерев:
- Слышь, кума! Приданое-то девкино прежде времени не растранжирь, не то худо будет!
Так они потом еще пятнадцать лет сундучок открыть боялись, пока дочка не заневестилась. Ничего, хорошее приданое дал лесной дух: доверху полон был его сундучок златом и серебром.
А. РЕМИЗОВ. ИЗ ЦИКЛА «К МОРЮ-ОКЕАНУ»
Старички и старушки - Лесавки в прошлогодних листьях сидят, схватятся за руки, скачут по лесу, свистят на весь лес, без головы, без хвоста, скачут, вот как свистят.
Пройдет мимо дерева слепышка Листин, прошуршит листьями, не бойся: Листин не страшный, Листин только пугать любит. Слепышка Листин - в лесу живет. Весь из листьев.
Есть и Листина-баба - игрушка: туловище сделано из мха, а вместо рук еловые шишки, на ногах настоящие лапотки. Листин-слепышка и Листина-баба только и знают, бродят в лесу, шуршат.
Лесными девками называли воспитанниц и приемных дочерей леших. Говорят, леший, встретив заблудившихся девушек, берет их к себе на жительство. В это время он обучает их знахарству, а потом старается устроить судьбу - найти жениха, да приданое дает хорошее.
Иногда лесные девки обучаются ворожить и потом говорят людям только чистую правду про их грядущую судьбу. Впрочем, некоторые начисто забывают лесную науку, воротясь домой, и даже не помнят, как жили у лешего.
ЛЕСНАЯ ДЕВКА
ИВАН-ЖЕНИХ
Был морозный вечер. Ехал обоз извозчиков по дороге, пролегавшей дремучим бором. Вдруг налево сквозь мохнатые ели мелькнул огонек.
Извозчики начинают всматриваться и видят огромный дом, освещенный множеством огней.
- Диво дивное, - рассуждают они, - в прошлом году проезжали, ничего не было; а нынче какой дом выстроен. Кто-то живет в этом тереме?
- Мой тесть живет, - подшутил Иван, один из молодых парней.
- Угадал, - послышался из лесу незнакомый голос. - Поезжай ко мне, у меня есть для тебя невеста.
Волей-неволей парень должен был заехать. Его приняли почетно: слуги убрали ею лошадь на двор, а самого его привели в комнату хозяина. Хозяин - седой старик, одетый в белый бархатный кафтан, усыпанный блестящими бисеринками, - сидел на стуле. Пригласил Ивана к столу, за которым угостил его всевозможными кушаньями и заморскими винами. В половине пира тихо отворилась дверь, и в ней показалась молодая красавица.
- Ну, Иван, - сказал хозяин, - недельки через три приезжай за невестой. Из твоей родни с тобой никто не поедет, но ты не беспокойся об этом - набери побольше кабацкой голи и кати с ней сюда.
Так все и случилось. Как только подъехали к дому хозяина, слуги встретили их, повели в покои и одели в роскошные платья. Попировали на славу. Все были одарены богатыми подарками, взяли невесту с богатым приданым и весело поехали венчаться. Перед отъездом хозяин наказывал жениху:
- Смотри, Иван, как вернешься из церкви в свою избу и начнешь пировать - оставь наружную дверь полуотворенной.
Так и сделал жених. Во время пира никто с невесты глаз не сводит: такую красавицу нашел Иван где-то. Особенно пристально вглядывается в нее попадья и через несколько времени говорит:
- Батька, ведь невеста-то - наша Саша.
- Угадала: точно ваша! - ответил из сеней незнакомый голос, и вслед затем раздалось хлопание в ладоши и бешеный хохот.
Теперь всем стало понятно, кто был названный тесть Ивана. Дело в том, что у попа потерялась дочка: пошла как-то в лес, заблудилась и сгинула. Сколько лет не было о ней ни слуху ни духу, да вот нашлась, и не одна, а с женихом!
Г. Л. ЯКУБОВИЧ. ЛЕШЕГО ДЕВКА
В час урочный полнолунья,
С темным лесом наравне,
Говорит молва-вещунья,
Кто-то бродит в тишине.
Пономарь пройдет ли пеший,
Псарь проедет ли верхом,
Всяк, крестяся, молвит:
«Леший Загулял не пред добром!»
Есть под лесом две слободки,
Где, резвясь под вечерок,
Пляшут парни и молодки
Под волынку и гудок.
Там старик, сидя с старухой
На траве перед крыльцом,
Говорит: «И я был ухарь,
Плясуном и молодцом!..
Помнишь? Дуню мы видали:
То-то девка-клад была!
Щеки алые пылали,
В пляске лебедем плыла.
Где ж теперь моя воструха,
Как, бывало, в красны дни?..»
- Эх! - промолвила старуха,
- Боже нас оборони!
Слышишь, по лесу хохочет?
Слышишь вой?.. Она ревет:
Обойти тебя, знать, хочет;
Берегися - уведет!
***
|